Evgenia Kravchenko (medore_pomedore) wrote in ru_nepal,
Evgenia Kravchenko
medore_pomedore
ru_nepal

Индия. Занскар - 2015. Часть 7: Пхуктал

После перерыва в чуть больше месяца возвращаюсь к повествованию.

Об индийских путешественниках, красных скалах, грибах и замках, спасительном водопаде и учительнице русского языка.

Итак, следующий день мы должны были посвятить походу в один из самых примечательных монастырей Занскара - Пхуктал. Примечателен он и своей древностью (стоит там с 12 века), и своим видом (расположен на склоне горы высоко над рекой, притом самой своей старой частью находится в большой пещере), и своей уединенностью (дорогу к нему так и не провели, так что, кроме как на лошадках или пешком за два дня, туда не попасть). Наш погонщик отправился на верхние пастбища кормить своих лошадок, а мы намеревались совершить легкую прогулочку к Пхукталу.
Карта говорила, что от Пурне до монастыря примерно 7-8 км по каньону реки под красными марсианскими скалами. Жара стояла несусветная, так что мы постарались выйти пораньше, чтобы и успеть побольше, и дойти по холодку. И, надо сказать, не прогадали.

Самое начало пути - это строящаяся автомобильная дорога. Пылища, грохот... Кажется, там при нас даже заряд взрывали. Как мне показалось, работают на строительстве - внезапно! - непальцы. О_о Видимо, проблемы с работой после страшного апрельского землетрясения дают знать, да и в целом в Индии платят побольше. После дороги ровная тропа заканчивается и начинаются бесконечные "вверх-вниз" от реки к скалам наверху и обратно. И грибы с замками! Вот такие!


Чем-то напомнило Каппадокию... Вот кабы еще не было все тех же последствий наводнения, из-за которых нам приходилось так часто спускаться и подниматься по тропе...
Около монастыря, выше по течению реки, и был эпицентр наводнения, так что, когда вода хлынула, этим местам сильно досталось. У самого монастыря, например, снесло школу для местных детишек.
И вот после двух с гаком часов топания вверх-вниз по песку и солнцепеку мы подошли к мосту, за которым уже, казалось, виднелась Пхуктал-гомпа. А мост оказался новый (старый, конечно же, снесло) и сделанный по примеру моста у Замтанга (плетеные коврики и пластины сланца), только покороче и без сетки-рабицы. Но мы и его преодолели, пусть и с трясущимися коленками.
Сам монастырь стоит высоко над рекой, от моста еще минут 15-20 подъема. Но вид на него, конечно, впечатляющий.

Гостеприимством в Пхуктале пахнет... слабо. Если вы, конечно, пришли без гида и не организованной группой. Очевидно, туристами Пхуктал уже порядком избалован. На нас особо никто не обратил внимания и даже не предложил поводить нас по залам, зато пришедшую за 20 минут до нас французскую группу затаскали повсюду на ура. Наверное, нам просто со временем не повезло, но мы реально не могли никуда пробиться, и французы заполонили все помещения плотной толпой. Так что мы ушли на балкончик и начали любоваться видом и наблюдать за монахами.
Надо сказать, изнутри монастырь отнюдь не так впечатляет, как снаружи. Пещера довольно большая, но в ней сейчас располагается только большая ступа, маленький храм и хозяйственные постройки а-ля сарай. В монастыре около 40 монахов, в основном это дети и старики. Быть может, на самом деле их больше, но это те, кто посетил обед и пуджу. Впрочем, гималайских галок там гораздо и гораздо больше, чем людей.




Прилепившиеся к скале домики вблизи далеко не так живописны, хотя заброшенностью в гомпе не пахнет. Старый монах угостил нас оставшейся после обеда лепешкой и отправил нас пить чай с молоком (невкусный :( ), а потом мы направились искать табличку венгерского ученого, который жил здесь в начале 19 века. Нашли - просторный пыльный зал, табличка, вырубленная в камне, просто прислонена к одной из колонн. Никакого почтения :) А ведь сам Сандор писал о себе гордо: "Здесь с августа 1825 года по ноябрь 1826 года жил героический первопроходец данных мест Сандор Цсома де Кереши". Так-то! Видимо, занскарские зимы ему совсем не понравились.
Гомпа нас не особо впечатлила, увы, так что мы поспешно направились к примеченному нами при переправе через реку водопадику. О, какое это было наслаждение! Каскад брызг! А один из выступающих прямо под очередным каскадом камней превратился в неглубокую чашу, где можно было просто посидеть в прохладной воде. Серега героически даже залезал в ледяную воду, а меня хватило только на поболтать ногами и посидеть в брызгах на чаше.

Водопад нас и напоил, и остудил, и дал отдохнуть, так что в обратный путь мы отправились куда более бодрыми и радостными и куда менее пыльными, чем были. Минутка рекламы: будете в Пхуктале - непременно загляните на обратном пути к водопаду!
А на мосту между тем образовалась пробка из робеющих французов. Два гида по очереди чуть ли не за руку перетаскивали бедолаг на другой берег реки, перед мостом выстроилась длинная очередь. Мы сперва сидели, вздыхали, потом решили дождаться паузы и проскочить. Когда в какой-то момент мы с Серегой вдруг дали стрекача и чуть ли не бегом пробежали по тоненькому раскачивающемуся мосту, французы, по-моему, обалдели, а гиды - тем более.

Но и на другом берегу нас ждала пробка - теперь уже из поднимающихся наверх по узкой тропе французов. От обреченности мы рухнули на камень и стали ждать, когда очередь едва переставляющих от страха ноги стариков рассосется, как вдруг рядом с нами раздалось "Russe! C'est les russes!" Я уж и не знала, хорошо это или плохо, что в нас опознали русских, как вдруг к нам подошла симпатичная француженка в возрасте и на чистом русском почти без акцента поздоровалась с нами. Самое неловкое, что мы так и не спросили потом, как ее зовут. Зато выяснили, что она работает преподавателем русского языка, любит горы и русскую литературу. Весь остальной путь до самого спуска с перевала мы то и дело с ней встречались и беседовали, она нам очень помогла.
Из Пхуктала мы вернулись уставшие после утомительного перехода вверх-вниз по жаре. На ужине в кемпинге мы познакомились с чудесным индийцем Шодамом. Он, по его словам, уже давно путешествует по Индии с одним небольшим чемоданом (чемодан в горах - это жуть, но он как-то его пер). Сам он из Раджастана и много рассказал нам про родной штат и его достопримечательности, показал фотографии. Очень милый чувак, хоть и блоггер :) Я до сих пор удивляюсь, как он перешел Шинго Ла (он шел из Дарчи в Падум) практически без теплой одежды и обуви и с чемоданом вместо рюкзака. В Пурне он застрял на несколько дней из-за того, что не может сам нести свой чемодан и пытается найти носильщика. Мы сами не заметили, как проболтали с ним до поздней ночи, и распрощавшись пошли спать. Завтра предстоял короткий - хвала Свету! - переход до Тесты, родной деревни нашего погонщика.

Немного технической информации:
От Пурне до Пхуктала около 8 км, мы прошли туда за 2 часа 45 минут, обратно за 2 часа 10 минут. Воды набрать негде до самого Пхуктала, так что запасайтесь. Также до Пхуктала можно добраться по другому берегу, не заходя в Пурне, по высокой тропе от селения Чо (Cho).
Около Пурне, примерно в полукилометре, еще одно селение, Кхалсар, после него никаких признаков людского жилья не будет до самого Пхуктала. В Пхуктале обед в 12.00, пуджа - в 15.00.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments